IT-Lady

Культивируем идеи: чем и зачем, кроме работы, в рабочее время заниматься

В нашем веке уже не удивительно, что почти каждый, будь то школьник на севере России или банкир в самом сердце Австралии, знает, как работают мировые компании-гиганты. Многие вещи стали настолько прозрачны, что кажется и секретов-то не осталось. Например,  Google рассказал о том, что в их офисах можно работать в любое время суток и находясь при этом хоть в массажном кабинете, хоть на своем рабочем месте. И о 20% рабочего времени на проекты, которые сотрудники могут развивать без других ограничений. Многие компании и консультанты сразу заговорили о мотивации сотрудников при таком подходе, о том, как же это круто и зачем это компаниям надо.

О таком использовании времени пишет у себя в блоге Владимир Кузьмин (публикую часть статьи с его разрешения):

я говорю о Google. Действительно, ни для кого не секрет, что в этой компании принято 20% рабочего времени отдавать на личное усмотрение сотрудника. В это время он вполне может позаниматься своими собственными проектами. При этом он может пользоваться в разумных пределах ресурсами Google без зазрения совести и каких-либо порицаний со стороны начальства. Конечно, прежде чем запускать подобную систему, нужно определенным образом замотивировать людей. Иначе они просто будут валять дурака. Но, как показывает практика, сделать это более чем возможно.

На самом деле, я хотел поговорить не про Google. Я, как обычно, хотел поговорить про мотивацию сотрудников, про их личные проекты и прибыль компании от реализации этих самых личных проектов. Но, пожалуй, Google — самый известный апологет подобной политики, так что без него как без путеводного маяка и в то же время живого примера, в данном вопросе обойтись тяжело.

Давайте взглянем как это работает. Прежде всего, все проекты делаются не просто так. Делаются они для получения вполне законных вознаграждений по результатам их выполнения. Если человек сделал интересный проект, он сможет «продать» его компании. А сам, например, возглавить направление, выросшее из этого проекта. Очень многие успешные сервисы Google появились именно таким незамысловатым образом. В результате компания убивает сразу нескольких зайцев:

  • Мотивирует сотрудника на основную работу
  • Мотивирует сотрудника думать и создавать новое
  • Создает себе отличный кадровый резерв из людей, которым направление действительно интересно
  • Создают привлекательный имидж компании для потенциальных сотрудников
  • Получает новые сегменты рынка
  • Увеличивает свою прибыль

Представляете, сколько пользы ребята извлекают всего за 20% времени сотрудников? Некоторые из этих бонусов, конечно, не представляется возможным оценить в деньгах, но это далеко не самое главное. Самый важный выигрыш от такой стратегии заключается в ее гибкости и относительной дешевизне. Кто-то может сказать: «Ну ничего себе! Это целый день в неделю люди будут заниматься ерундой! А работать кто будет?». Поверьте, господа скептики, что система свою эффективность доказала не раз и не два. Вот только это действительно должна быть Система правильно построенных взаимоотношений работодателя и сотрудника. Ну и мотивации, конечно. Куда же без нее?

А теперь давайте вспомним Принцип Паретто, о необходимости которого так долго говорили большевики о котором довольно много дискутируют в различных статьях. Каждый раз, когда я вижу подобные соотношения, я задумываюсь об этом принципе. Мне кажется, ребята из Google нашли отличный вариант создавать 80% проекта за 20% времени. И тратить ресурсы только на те дополнительные проекты, которые действительно оказываются интересны. Пусть даже громадная часть проектов, сделанных в свободное время, уходит в небытие, так и не попав на суд широкой общественности, те немногие, которые выживают, приносят компании весьма заметные дивиденды.

Естественно, такие идеи понравились очень многим сотрудникам, но далеко не все компании «купили» это идею и оценили ее зничимость для собственного бизнеса. Недавно, например, в ряде вакансий заметила акцент на развитии идей, помощи в открытии собственных проектов итп. Не знаю, все ли, кто пишет об этом, действительно выполняют свои обещания.

Все тот же Кузьмин в статье написал:

Мне лично очень и очень жаль, что подобная схема не живет в «традиционных» компаниях. Прежде всего, на мой взгляд, потому, что руководители их не верят в потенциал своих собственных сотрудников. А снизу такую систему построить затруднительно. Конечно, можно «партизанить» и заниматься собственными проектами в любой форме компаний. Но, как правило, это происходит уже в не совсем рабочее время. Вместо чтения всяких развлекательных сайтов и писанины в «уютных ЖЖ-шечках». А самое обидное в данном контексте то, что действительно талантливые сотрудники раньше или позже принимают эти правила игры. Все, что они создают в это время — это в лучшем случае создание проектов для себя, а не для своей компании. А в худшем — потеря мотивации к творчеству и элементарная деградация потенциала. Вот так и получается, что компания все равно тратит эти ресурсы, но ничего не получает на выходе. А люди получают вместо поощрений и продвижения комплекс вины, а иногда даже и порицание начальства.

Вот чего, как мне кажется, не хватает, так это реальных примеров других компаний, которые попробовали взять такую идею, применили ее к собственной структуре и  получили от этого результат. Причем, мнения как руководства, так и сотрудников было бы интересно. Привлекла ли такая возможность новых людей в компанию или это не использовалось в качестве «приманки» на собеседовании? Какой результат само руководство увидело и почему решили продолжать/не продолжать такую практику?

Сейчас о стартапах говорят почти везде, и все равно количество таких компаний в нашей стране по сравнению с зарубежными государствами еще достаточно мало. Чем больше компаний может появлятся, тем больше из них может вырасти в успешный и прибыльный бизнес.

Если у кого есть примеры успешного использования такой идеи, очень хотелось бы увидеть в комментариях.

@summersunny

Метки: ,

В рубриках: Креативно и Профессионально, 5:59 пп, 11 Янв 2011 в 5:59 пп.

Ваш отзыв

Отзывов нет

Вы можете оставить свой комментарий!


Ваш отзыв