IT-Lady

Отсобеседуй работодателя. Мануал для сейлзов. Часть 1

И вот настало время X и вы решили сменить работу. Что вас ожидает? Правильно, собеседования. Так получилось, что я тоже целую неделю искала работу и бегала по всяким фирмам, фирмочкам и фирмищам. Судьба моя связана с продажами в сфере IT outsourcing. Успела я побывать в роли собеседующего и собеседуемого. И что самое забавное — в роли собеседующего мне пришлось побывать раньше, чем в роли собеседуемого. Так как собеседования — это сложный процесс выбора работы, хочется поделится некоторыми соображениями на эту тему.

Итак, вы претендуете на должность менеджера по продажам и вас ожидает собеседование. Как подготовиться? Собеседование нужно рассматривать не как процесс выбора сотрудников компаниями, а как возможность для вас выбрать себе подходящую компанию, подходящее место работы.

Вот как вы выбираете кофеварку или пылесос? Сначала смотрите в интернете модели и их характеристики, сравниваете цены, а потом идете в супермаркет. В супермаркете вы вежливо выслушиваете консультанта, а потом задаёте консультанту вопросы и поражаете его глубиной своих познаний.

Компанию, в которой вам работать, вы выбираете так же: смотрите сайты компаний в интернете, сравниваете условия (хотя это наверно уже после собеседований, когда условия известны), а на собеседовании вы должны задать вопросы, чтобы понять, что это за зверь. Есть большая вероятность, что именно своими вопросами, а не ответами вы убедите работодателя в своей компетентности.

Что же такого умного можно и нужно спросить?

1) Сформирован ли уже отдел продаж или в стадии формирования?

Если отдел продаж сформирован — значит вы попадете в готовую структуру с готовыми процессами. Если не сформирован, то это необязательно минус. Для вас это возможность проявить себя, непосредственно участвовать в процессе формирования отдела продаж (читай «возможность установить свои правила»), а возможно даже и возглавить его в будущем.

2) Если отдел продаж не сформирован стоит узнать следующее — каким образом выбираются люди в будущий отдел продаж?

Посадят ли вас в офис где из 5 человек останется двое или отсев происходит непосредственно на собеседовании?
Любят работодатели, особенно на просторах СНГ, устраивать собачьи бои. Не стоит идти на такие условия, даже если вы стопроцентно уверены в своих силах. Силы и нервы лучше тратить на более конструктивные вещи.

Если все таки отдел продаж уже готов, то

3) Кто руководитель отдела продаж?

Возможно, это человек который сидит перед вами и собеседует вас, а возможно он пообщается с вами позже. В любом случае с будущим начальником следует познакомится до того, как вы попадете в компанию. Если есть возможность постарайтесь пообщаться с ним и ответить себе на простой вопрос — а смогу ли я с ним работать? В принципе, это задача отвечающих за найм — помочь руководителю отдела продаж определится с ответом на вопрос — а смогу ли я с ним(т.е. с вами) работать? Но это уже не ваши проблемы =)

4) Если руководителя отдела продаж нету. Задайте вопрос — а кому я буду отчитываться?

Возможно, это менеджер по маркетингу, а может это директор. Надо выяснить личность, которой вы будете непосредственно подчинятся.

5) Будет ли руководитель отдела продаж вас обучать?(либо любой другой человек)

Даже если вы семи пядей во лбу и у вас опыт ого-го, нужно понимать, что в компании существуют свои правила и процессы, в которые необходимо вникнуть. Вопрос обучения особенно важен, если сфера деятельности компании отличается от той сферы, в которой вы работали раньше. Например вы продавали игры, а здесь необходимо продавать десктопные приложения. В более менее крупных компаниях есть уже готовые программы для обучения новых сотрудников.

6) В каком виде происходит отчетность, существуют ли какие-либо системы контроля и отчетности? Как часто нужно будет предоставлять отчеты?

7) Используется ли в компании CRM система?

Варианты:

  • возможно вы уже работали с какой-то CRM и вам придется освоить новую
  • либо вы никогда не работали, а в этой компании сможете на практике пощупать что такое CRM система
  • а может (о чудо!) у вас есть опыт работы с CRM которую использует эта компания — это однозначно +1 в карму.
  • если отдел продаж в компании на стадии формирования, то вы можете рассказать о своем опыте работы с CRM, как это удобно, эффективно и т.д. (и будет вам +1 в карму)

8)Что надо продавать? Какого рода продукцию/услуги надо продавать?

Здесь надо для себя выяснить 2 вещи:

  • направление (сайты, хостинг, готовые приложения, игры, 3D моделирование, etc)
  • услуга или готовый продукт (этот пункт для тех, кто понимает разницу между услугой и продуктом, а также в различия в методах продаж)

9) Когда вы выяснили, что надо продавать — узнайте желаемые цены и/или объёмы.

Например, если это аутсорсинговая компания продает веб-разработку на php, то продавать по рейту 40 уе в час без представительства за границей — практически нереально.Следует уяснить, насколько реальны ожидаемые от вас запросы.

Продолжение coming soon.

Метки:

В рубриках: Профессионально, 3:09 пп, 19 Апр 2010 в 3:09 пп.

Ваш отзыв

Отзывов нет

Вы можете оставить свой комментарий!


Ваш отзыв