IT-Lady

Алена Попова: о женских стартапах и женском интернете

Мы опубликовали интервью с Еленой Масоловой и вытяжки из некоторых интервью с Натальей Касперской. Эти удивительные дамы добились успеха в IT-бизнесе, поэтому я думаю нам стоит обратить внимание на их опыт и советы. Тройку самых ярких российских IT-Lady замыкает Алена Попова.  Список ее достижений и проектов достаточно внушительный, со всеми регалиями можно ознакомиться на ее сайте. Самый свежий проект — это StartUp Women.  Подробнее о женском предпринимательском движении Алена рассказывает в интервью:

Чем отличается женский стартап от мужского?

– В плане бизнеса – ничем.

– В чем тогда смысл движения?

– Женщины в IT-компаниях, в основном, не работают директорами. Большинство их них сидит в маркетинге, PR и финансах. После кризиса 2008 года более 35% женщин по всей России были вынуждены уйти из IT-отрасли – их уволили или они ушли сами, потому что дублировали функции в отделах маркетинга. Они нарожали детей и теперь создают жуткую безработицу. Мы хотим помочь этим людям.

– Как появилась идея?

– После прочтения заметки в New York Times. В ней говорилось, что побеждают те стартапы, где женская аудитория превышает мужскую. Речь не о феминизме, а о логике бизнеса: женщины больше покупают и больше сидят в социальных сетях. А сервис для женской аудитории лучше сделает женщина.

– Чем подкреплено это утверждение?

– Ну ты же не будешь решать проблему выбора косметики.

– Не буду, наверное.

– Вот. А я тут ездила на форум молодых предпринимателей в Давос. Там была молодая девушка из Китая, которая придумала сервис. Женщины теряются при выборе косметики, и ресурс помогает им найти нужную. Ничего примечательного, но сайт посещают 150 млн человек. В общем, у-у-ух!

Ты также не будешь решать и другие проблемы, которые лежат на поверхности – детские сады, досуговые детские центры, какая-то кооперация между мамами – работающими и не работающими. Это огромный рынок, и мы призываем думать в этом направлении, чтобы покрывать свои нужды самостоятельно. Но без воплей, что мы против мужчин, что мы несчастные, нас забивают на работе.
– Не потому ли девушки идут на стартап-тусовки, чтобы решить проблемы другим способом – выйти замуж, например?

– Откуда такое мнение? Оно архаичное. Почему-то мужчины относятся к моей идее не то чтобы скептически, но все равно со снисхождением. Я рассказываю, а у них улыбка чеширского кота. Ну, говорят, счастья тебе в личной жизни со своими женскими проектами. А потом, когда я куда-нибудь прихожу, меня спрашивают: «Попова, ты мужа ищешь?» Может, эти домыслы имеют под собой почву, потому что в других сферах бизнеса так и есть. Но не в данном случае.

– Слышал, что создатель liveinternet.ru Герман Клименко посоветовал тебе основать сообщество геев-стартаперов.

– Да, форум голубых. Честно говоря, я поддерживаю его глубинную мысль, как бы смешно это ни было. Эти тусовки гораздо более финансово-емкие, чем женские или мужские. Они исконно тратят больше денег и создают рекламоемкие рынки.

– А как будет зарабатывать Startup Women?

– Сначала мы сделаем форум, куда пригласили успешных женщин-антрепренеров. Потом организуем несколько воркшопов. Цель – после обучения иметь работающий проект. Мы будем забирать у стартапов долю 5% за свои услуги: маркетинг, консалтинг, подготовку к следующему раунду инвестиций. Вложим и свои 10 копеек. Уже есть два женских стартапа – их имена пока назвать не могу – они получат от нас 300 000 рублей и 350 000 рублей. Но им будет нужно еще.

– Ты повторяешь модель Аркадия Морейниса и его компании «Главстарт»?

– Да, все то же самое. Аркадий – создатель рынка работы со стартапами. Только мы, в отличие от «Главстарта», хотим стать лидирующей организацией именно женского предпринимательства. Аркадий берет стартапы со всего рынка, но когда у тебя сто проектов, сложно понять, какие заработают. Я не верю в глобальные вещи. Они давно умерли, и для меня они очень сложные.

– Морейнис развивает «Главстарт» на средства от продажи «Рамблеру» своего сайта Price.ru, а вас кто финансирует?

– У меня есть начальный капитал, который я заработала на продаже проектов, достаточно успешных. Часть из них в сфере мобильного контента – в этой сфере мы долго крутились. Писали, например, программы для Symbian (операционная система в смартфонах Nokia) или агрегатор мобильного контента для одной крупной компании из Европы. Названий и сумм сделок я назвать не могу, по условиям договоров с покупателями.

– На программиста ты не похожа.

– Я и не программист, и не отвечала за написание программ, потому что в них ни черта не понимала. Я исследовала рынок, нашла партнеров и покупателей, вела переговоры. Кстати, среди партнеров тоже нет ни одного программиста. Startup Women мы делаем с Машей Косенковой – PR-директором компании «Иннова», российским локализатором онлайн-игр. «Стартап Афишу» мы делаем с Марусей Подлесновой. Партнер по Charity Fair (это ярмарка проектов с сфере детской благотворительности) – бывший госслужащий Нина Добрынченко.

– Понятно. Все твои партнеры были девушками?

– Нет. Мой основной партнер по тем стартапам, которые проданы, и по сайту Starlook.ru (сеть социального шопинга с 1 млн подписчиков) – мужчина.

В интервью с Максимом Спиридоновым для Forbes.ru Алена рассказывает о женском интернете:

М. С. Давай поговорим о женском интернете в целом. Среди прочих трендов, говоря об электронном журнале, я обычно выделяю достаточно понятные денежные, правда, занятые тренды. Это автомобили, недвижимость, финансы и женский интернет как отдельное направление, которое хорошо продается. Ты согласна с тем, что эта ниша удобна для создания проектов и для последовательной монетизации?

А. П. Абсолютно. Я получила market research. В кризис все упало, а женский интернет вырос на 42%, а российский сегмент женщин в Сети — примерно на 28%. Как женщина, я прекрасно представляю почему. Женщины никогда не перестанут сплетничать, следить за собой. Как идеолог вложения денег в женскую аудиторию, я абсолютно согласна с тем, что это очень хорошая, удобная и понятная ниша.

М. С. То есть женщины легко ведутся на рекламу и их внимание удобно разменивать на деньги?

А. П. Доказанный факт, что женщины более лояльно воспринимают рекламу, нежели мужчины. Если мы говорим о женском интернете, рекламная модель давно не является приоритетной. Женщины больше покупают, но покупают определенные вещи, а не весь сегмент. Больше денег тратят на апгрейд, поднятие своих аккаунтов в рейтинге, то есть более социально активны.

М. С. Если рассматривать виртуальное представительство в социальной сети или на сайте, подобном вашему, как альтер эго человека, что мне нравится как сравнение, то женщины более внимательно заботятся о своих альтер эго, лучше «причесывают» аккаунт, как-то облагораживают его, стараются сделать его более красивым?

А. П. Да, но сейчас это не премиальная модель. Есть понятие кросс-модели — когда соединяются consumer pay (потребитель за что-то платит), brand pay и так далее. В женском сегменте это идеальная модель, она может существовать только в нем, потому что мужчины негативно относятся к тому, что с них требуют деньги и что-то им навязывают.

М. С. А женщины — положительно?

А. П. Более лояльно. Сейчас все изучают потребности целевой аудитории. Я знаю свою аудиторию, я знаю возраст этой аудитории, куда она ходит, у меня есть аналитика по каждому конкретному посетителю, у меня есть сводные данные. Я могу четко понять, что какая-то конкретная леди все время ищет помаду. Если я буду предлагать ей помаду, то она будет очень лояльно это воспринимать. Если мужчина все время ищет автомобили и ему предлагают BMW или Mazda, он кликнет, но у него останется толика негатива. У мужчин показатель отказа — 62% по отношению к рекламе, которая, по идее, должна быть ими востребована. У нас в России не идет мобильный маркетинг, сервисы, реклама на мобильных телефонах, потому что мужчины более лояльны к использованию допсервисов на мобильном телефоне.

И еще одна интересная дискуссия о женском интернете с участием Натальи Дмитриевой (коммерческий директор WomanJournal) и Аленой Поповой.

В рубриках: Профессионально, 5:59 пп, 19 Мар 2011 в 5:59 пп.

Ваш отзыв

Отзывов нет

Вы можете оставить свой комментарий!


Ваш отзыв